Информация
Стиль каратэ - Сётокан.
Сётокан - крупнейший стиль японского каратэ, был создан в 30-х годах прошлого века ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Сётокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути.
В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приёмы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу. Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Сётокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приёмы Окинавы и наисовременнейшие приёмы спортивного раздела каратэ-до.
Сётокан - самый академичный из классических японских стилей, фактически является "азбукой" каратэ-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей: Во-первых, этот стиль каратэ-до требует хорошей физической подготовки, чёткого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр - тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был стиль тигра, - c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей.
В Сётокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу и Мацумуры, они же стали обязательными и в Сётокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа. Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:
- правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки;
- своевременностьдействия;
- контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приёма;
- развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;
В-третьих, обширная программа обучения, недаром Сётокан называют "Азбукой каратэ-до": необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) - основа тренинга. Особенно серьёзное внимание уделяется:
- выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
- вращательным "щелчковым" движением бёдер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках:
- своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.
Правильное спортивное питание – основа успеха для любого вила спорта. Ежегодно ассортимент специализированного спортивного питания пополняется десятками новых добавок. Препараты, которые разрабатываются в научных лабораториях, применяются регулярно применяются в бодибилдинге, фитнесе, поуэрлифтинге, лёгкой атлетики, восточных единоборств и других видах спорта.
Формирование психофизических характеристик каратэ идёт через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объём физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность. "Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приёмов. Тренировка каратэка предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости."
Масатоси Накаяма, 9 дан Сётокан каратэ-до
Сётокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника.
Философия Сётокан проста:
Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Основное оружие - мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле.
Поэтому последователи Сётокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "иккэн-хисацу" (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: "Каратэ ни сэн тэ " - "Каратэ: атака не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "Каратэ не несовместимо с агрессией". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до.
Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сётокане обязательно начинаются с блокирующего движения. Важнейшее место в системе тренинга Шотокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения - ката.
Сётокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйан, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более "тяжёлые" и "силовые" ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзиттэ, Хангэтцу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдёт свою технику и манеру исполнения. Всего в Сётокан изучают более двух десятков основных ката:
Тайкёку 1-6 "Начало начал или Великий предел". Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации.
Хэйан 1-5 "Умиротворение". В Сюри-Тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пинан. Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Сито-Рю, Кёкусинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.
Тэкки 1-3 "Железный всадник". Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для манёвра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трех вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу - стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Сёрэй-рю. Тэкки Сёдан - исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки Нидан и Тэкки Сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.
Бассай-дай. "Преодоление преграды" или "Взятие крепости".
Традиционное ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-Рю, Сито-Рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Автор неизвестен. Мощная и динамичное ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка. Бассай-Сё. Создана Итосу. Практикуется только в Сётокан.
Канку-дай "Созерцание небес". Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этого ката: Канку-дай и Канку-сё в Сётокане, Кусянку в Вадо-Рю, Сихана-Кусянку в Сюри-Тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниёси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). Любимое ката мастера Фунакоси. Считается, что в этом ката зашифрована вся основная техника Сётокана. Канку-сё. Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сётокане.
Эмпи "Полет ласточки". Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего его на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-Рю, Сёрин-Рю и в других стилях. Старейшее ката в каратэ-до было очень популярно в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз
Сочин "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сётокане и Сито-Рю. Происхождение и автор неизвестны.
Мейкио "Созерцание в зеркале". Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоси.
Дзион «Монастырь» Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:
1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;
2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сётокане и Вадо-Рю.
Дзиин. Ещё одно ката из Томари-тэ. Фунакоси называл её Сокэ. Модифицирована Итосу.
Дзиттэ "Десять рук". Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий.
Хангэтцу "Полумесяц". Мастер Фунакоси называл его Сэйсан в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственное энергетическое ката в Сётокане. Происходит из Наха-тэ.
Ганкаку "Журавль на утёсе". Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Серэй-Рю. Изучается также в Сито-Рю. В Сётокане изучается версия Итосу. Одно из старейших ката в каратэ-до.
Чинтэ "Редкая рука". Фунакоси называл его Сёин. Изучается в Сито-Рю. Сэнсэй Канадзава относит его к ката защитных действий. Происходит из Китая.
Нидзюсихо "24 шага". В Сито-Рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо йоко гери, практиковали фумикоми.
Ванкан "Королевская корона".Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самое короткое ката в Сётокан.
Унсу "Облачная рука" или "Руки раздвигающие облака". Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается и в Сито-Рю.
Годзюсихо - (дай и сё)."54 шага". Фунакоси называл его Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси. Любимейшее ката мастера К.Тоямы. Сётокан сегодня, - крупнейший из японских стилей каратэ. Достаточно сказать, что в Японии его изучает 30% всех занимающихся. Имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Сётокан:
ITKF - многостилевая организация традиционного каратэ, возглавляемая Нисиямой.
ISKF - Международная Федерация Сётокан Каратэ-до, лидер - Оказаки Тэруюки, главный офис в Филадельфии.
SKIF - Международная Федерация Сётокан Каратэ-до, лидер - Хироказу Канадзава, главный офис в Токио.
WSKF - Всемирная Федерация Сётокан каратэ-до, насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. Президент Камианаги 9 дан, шеф-инструктор Хитоси Касуя 8 дан, главный офис в Токио.
ESKA/WSKA - организация, возглавляемая Ч. Нейлором (Великобритания).
JKA - Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру. Периодически проводит Кубок Сёто, - который можно приравнять к чемпионату Мира, и клубные соревнования мирового уровня.
GKF - в Японии - JKA и независимые мастера Сётокан, признанные государством.
FSKA - Ассоциация Фунакоши Сётокан Каратэ, глава Фунакоси Кеннет.
Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Энойда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.
Философия каратэ
Небеса, земля и я – одного корня;
все вещи и я – из одного источника.
Тодзан Осэ
Говоря о философии каратэ, следует заметить, что в её основе лежит идея ненасилия. По этому поводу гранд–мастер каратэ Хосю Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим людям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы».
Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям. «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ – никогда не использовать приёмы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка», – девиз английской ассоциации каратэ.
Следует заметить, что в некоторых школах каратэ, особенно восточных, изучение технических и тактических приёмов переплетается с религиозным учением. Однако говорить о жесткой зависимости каратэ от религии не приходится. В этом плане можно привести слова известного японского мастера кэндо Миямото Мусаси: «Всякий должен уважать Бога и Будду, но не быть зависимым от них». Во всяком случае, уважительное отношение к старшим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собственные возможности и другие нравственные установки могут и должны быть взяты на вооружение нашими отечественным и учителями каратэ...